Ко мне уже давно в писательских кругах не относятся, как к ребенку

Каждое новое поколение – это новый шанс, новый шанс для нас, для людей. И пусть говорят, что все мы одинаковые или даже то, что молодежь хуже. Нет это не так, мы просто разные. Они новые, следующие, и по всем законам жизни они должны быть лучше нас, так как идут вперед и продолжают то, что не смогли или не успели мы.

Должны? Что по этому поводу думают они сами? Многие скажут: «Они сами не знают, чего хотят…». А давайте перестанем спорить, кому-то что-то доказывать, просто заткнемся хоть на минуту и в тишине мы наверняка услышим их голоса. Услышим то, о чем они мечтают, чего хотят и чем готовы пожертвовать для достижения своих целей. И может быть эта информация заставит нас, взрослых, задуматься, и даже изменит наш мир к лучшему… хоть чуть-чуть.

К чему это долгое вступление, а к тому, что в наше время в разгар политических игр, раздела территорий, стравливания людей между собой и борьбы за мировое господство мы забыли, что рядом есть наши дети, которым есть что сказать, и они, как ни странно, тоже имеют право голоса. И сегодня у нас состоится беседа-интервью с одним, точнее одной из тех, у кого получилось достучаться до взрослого мира, с русской писательницей, эссеистом, драматургом, членом Союза писателей ЛНР, лауреатом Международной премии Мира 2020–2021 Фаиной Савенковой.

Фаина Савенкова. Писатель

Краткая справка:

Фаина Владимировна Савенкова

Дата рождения: 31 октября 2008 г. (12 лет)

Место рождения: Луганск.

 

Фаина, здравствуйте.  Ваше первое произведение, которое нашло своих читателей. Какова его судьба?

Здравствуйте.

Наверное, я счастливчик с двумя такими произведениями. Самый первый рассказ был написан для конкурса, призеров которого должен был лично награждать один из моих самых любимых детских писателей – Андрей Усачев. Победить не рассчитывала, но надеялась, что как участника пригласят на концерт. Пожалуй, это то произведение, за которое мне сейчас немного стыдно, потому что оно… Ну, это первый написанный рассказ и этим всё сказано. Тем не менее, в общем доступе оно есть, и прочесть его можно в любой момент. Всё же, с ним связаны теплые воспоминания. К слову, тогда я каким-то образом выиграла и получила награду из рук Андрея Алексеевича.

А вот первое произведение, ставшее не обычной детской шалостью – это пьеса «Ежик надежды». Оно было создано из маленького рассказа о Ежике. Мне было 10 лет, и я пришла к своему учителю – писателю Глебу Леонидовичу Боброву – со своими рассказами в Союз писателей ЛНР. Можно сказать, решила испытать удачу. Войдя в кабинет, я со страхом протянула ему свои работы, а он строго посмотрел и сказал: «Так, это ерунда. Это не пойдет. А вот из этого может что-то получиться». Потом улыбнулся и продолжил: «А можешь из него (рассказа) написать пьесу? Напишешь пьесу – приму в Союз писателей». И снова уставился в бумаги. Так и начался мой путь драматурга. Пьесы писать я не умела, но отступать было некуда. Через два месяца появился «Ежик надежды». Сейчас начата работа над его постановкой в театре Томска. Но, к сожалению, коронавирус изменил многим планы, и театрам в том числе. Поэтому точно сказать, когда состоится премьера не сможет никто.

Вы самый молодой член союза писателей ЛНР, что это вам дает, помогает ли Вам это звание в литературной деятельности?

Вопрос сложный. Ко мне уже давно в писательских кругах не относятся, как к ребенку. Поэтому, кроме хороших слов, я также по полной получаю критических замечаний от коллег-писателей и драматургов. Когда меня приняли в СП ЛНР, я, конечно, думала, что это круто и поможет как-то, но чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что Союзы писателей – это большая ответственность. Ты не скажешь: «Ребята, я ребенок. Что вы хотите от меня?» Поэтому скорее мешает, ведь нужно постоянно доказывать, что в СП не ошиблись, приняв в свои ряды.

Сколько на данный момент у Вас законченных литературных произведений?

На сегодня у меня две пьесы, повесть, рассказы и эссе. Скоро выходит на бумаге роман в соавторстве с писателем-фантастом Александром Конторовичем. В работе также еще один роман-антиутопия, как сказал мой друг и соавтор.

А. Конторович, Ф Савенкова

У Вас есть эссе, пьесы, роман… Какой жанр Вам ближе?

Вы знаете, в любом жанре есть свои сложности. Но опять же, многое зависит от материала и сюжета, поэтому зачастую приходится отталкиваться именно от этого. Есть истории, которые скорее всего невозможно будет поставить на сцене театра. Они попросту будут не интересны зрителям, да и технически сложно воплотить их в жизнь. А вот в формате повести они могут быть интересны читателю, потому что появляется возможность лучше раскрыть персонажей. Так что в первую очередь приходится задумываться об этом, а не о том, в каком жанре мне удобнее работать.

Трудно ли совмещать учебу и литературу? Как воспринимают Вашу популярность друзья, товарищи, просто знакомые из школы?

Ох, уже трудно. Я перешла в 8 класс физико-математической школы и «филонить» мне не позволят. Тут либо нормально учишься, либо – до свидания. К тому же, я занимаюсь тхэквондо и участвую в соревнованиях. А это тоже требует времени и сил. Пока вроде бы справляюсь, но свободного времени почти нет.

 Друзья спокойно относятся к популярности, а некоторые даже не знают о ней. Если не выставлять всё напоказ и не рассказывать об этом на каждом углу, то проблем не возникает. Мы же просто общаемся, а не обсуждаем светские новости.

Родители, как они воспринимают Ваши произведения, как относятся к Вашей деятельности, связанной с литературой?

Родители относятся спокойно. Поддерживают, но напоминают, что нужно учиться и получать образование. Литература – это, конечно, хорошо, но профессия нужна.

Бытует такое мнение, что каждый писатель вкладывает в образ героя частицу себя. У Вас есть в книгах персонажи, которые похожи на Вас?

Мои герои обычно написаны с близких, а вот так, чтобы частица меня в герое… Наверное, Ежик. Стараюсь быть такой же упорной и добиваться поставленных целей.

Фаина Савенкова. Писатель

Что ждать в ближайшем будущем? Следующая книга уже пишется? Можно маленький спойлер?

Как я говорила, в начале сентября издательство «АСТ» выпускает наш с Александром Конторовичем роман «Стоящие за твоим плечом» о детях, войне и котах.

Также дописываем роман «На несколько мгновений вперед». Вот небольшой синопсис. 

«Механический мир…

Мир, где всё заранее оговорено и расставлено по своим местам. Место, где ты получаешь новое, нечувствительное к болезням и недомоганиям тело, дом, работу и гарантированный доход. Всегда есть шанс подняться выше – только исполняй правильно своё Предназначение!

И плата за это, казалось бы, невелика…

Оставь в прошлом свои беды и горести, свои страдания и привязанности. Переживание и сострадание – к чему они тебе здесь? Здесь всё предопределено и понятно. Сосед всегда расскажет о том, что ты делаешь – это же проявление заботы! А мудрые управители всегда присмотрят за тем, чтобы хорошо налаженный процесс не давал бы ни малейших сбоев. И ты всегда можешь стать одним из них – даже Самым Главным! Наберись опыта и дерзости – и брось вызов самому Часоглаву! Состязания пройдут прилюдно, с демонстрацией по телевидению! Никаких подвохов!

Всё демократично и правильно!

И в этот выверенный до миллиметра мир попадают двое детей – брат и сестра. К каждому из них он поворачивается своей стороной… и это разные стороны…»

Литературный талант – это дар или тяжелый труд?

Талант безусловно нужен, но без постоянной работы на одних способностях далеко не уйдешь. Тем более, когда на каждого читателя приходится по два автора. Для писателя очень важно работать над своими текстами, учиться, заниматься саморедактурой, а не любоваться написанным «шедевром» и убеждать себя в том, что я такое солнышко, талантище и вообще, все обязаны меня любить, ведь я «талантливый писатель». Ага, разбежались. Никто никому ничем не обязан. И маловероятно, что читатель с восторгом будет читать невнятный поток сознания, пусть и с запоминающимися образами, или вариант инструкции по эксплуатации, где по определению не можешь никому сопереживать.

Что Вы читаете, книги каких авторов стоят у Вас на полке?

Полка достаточно большая, но я как-то больше на жанры внимание обращаю. Очень нравятся сказки, преимущественно, авторские. Для того, чтобы в такой легкой форме рассказать детям о важных вещах, нужен поистине огромный талант и владение словом. Этому стоит поучиться. А вообще, чем больше читаешь, тем больше понимаешь, что для читателя выглядит интересным, а что навевает зевоту. Ну, и у сказок есть одно существенное преимущество – иллюстрации. К ним я питаю особую слабость. Так что у нас дома можно встретить несколько разных изданий одного произведения.

Если говорить об авторах, то мне очень нравятся Чехов и Андерсен.

Можете ли Вы сказать, что какое-то литературное произведение или какой-то писатель повлиял на Ваше творчество?

Сложный вопрос. Уверена, что такой писатель есть, но мне пока сложно понять кто это. Думаю, для того чтобы ответить, нужно немного подрасти. И буквально, и в творчестве. Наверное, тогда это влияние будет более очевидным.

Вот Вы представитель следующего поколения писателей, как Вы считаете, что сейчас перспективнее: искать возможности публикации своей книги на бумаге или лучше заняться продвижением ее электронной версии?

На самом деле тут очень много нюансов. Если это начинающий автор, то электронная версия, мне кажется, будет перспективнее. Ему не придется обивать пороги издательств и ждать, пока кто-нибудь решится напечатать произведение. К тому же, это возможность быстро получить обратную связь. А вот с известными авторами сложнее. Здесь уже каждый сам решает исходя из своих собственных задач.

О себе могу сказать, что отдаю предпочтение бумаге, а не электронным носителям. Электронные версии – это что-то сродни инструкции или прикладной литературе: просто информация, нет той самой магии шуршащих книжных страниц. Да и, как я говорила, для меня важную роль играют иллюстрации, возможность их рассматривать, сравнивать.

Чего не хватает современной литературе, на Ваш взгляд?

Как бы странно сейчас это ни звучало, но авторов. Часто сталкиваюсь с тем, что вроде бы и сюжет интересный, и герои должны цеплять, а вообще никакого сопереживания им нет. Как будто в погоне за четко выверенным сюжетом автор потерял своих персонажей.

Какие из своих произведений Вы можете посоветовать читателям, которые еще не знакомы с вашим творчеством?

Пьесы «Умри, чудовище» и «Ежик надежды», рассказ «Глициния и кошка». Ну, и эссе «Охота на Снарка» и «Взрослое молчание». Еще роман «Стоящие за твоим плечом». Он уже есть на Литресе, скоро будет в бумаге.

И последний вопрос, или даже просьба, скажите, о чем Вы мечтаете?

Наверное, чтобы мои пьесы отправились путешествовать по театрам. Немного наивно и глупо, но как уж есть.

Но в первую очередь все же, я хотела бы, чтобы у нас закончилась война.

Материал подготовил: Иван Митряйкин

Литературное агентство Крупный шрифтЪ

 

 

 

Оставьте комментарий

Подпишитесь на новости